"Sounds", 25 ноября, 1972.
Рэй Хаммонд берёт интервью у Мика Бокса :
Uriah Heep. Группа, которую неправильно понимают в этой стране, группа, которая достигла такого успеха в Штатах и Европе, что у них действительно не было времени исправить свой британский имидж. Они появились в период с 1969 по 1970 год, который был отмечен подъемом «тяжелых» групп, таких как Purple и Sabbath, и, по мнению многих, они играют громкую тяжелую музыку и все такое. Но группа сегодня намного более музыкальна, чем группа, которая записала "Very 'Eavy, Very `Umble" еще в 1970 году. Возможно, человек, который больше всего знает о всём этом, - это гитарист Мик Бокс и разговор с ним дал мне возможность точно узнать о генеалогии группы и о его супербыстрой гитаре.
Можете ли вы вспомнить, какую музыку вы впервые услышали?
"О, боже, подожди. Да, первое, что действительно запомнилось мне, была эпоха Бадди Холли. Я даже не помню конкретную мелодию, просто меня поразил звук. Мне понравилось, как он пел, и это отличалось от всего остального. Это был этап, через который я проходил, когда стоял в гостиной, изображая гитару теннисной ракеткой".
Значит, вы знали, что хотите научиться играть на гитаре?
"Да, безусловно, больше ничего другого".
Через какое время после этого вы действительно получили свою первую гитару?
"Через год после этого, когда мне было около 14 лет, я получил маленькую гавайскую гитару. Я выучил несколько коротких мелодий на ней, было весело, и затем я захотел получить подходящую вещь, поэтому я получил от родителей 12 фунтов стерлингов и 10 шиллингов. Гитара называлась "Telston" или что-то в этом роде, я её приобрёл в ломбарде".
Итак, когда вы переключились на настоящую гитару, пришлось выучить новые аккорды?
"Аккорды на гавайской гитаре похожи на укороченные гитарные аккорды, вы знаете аккорды всего двумя пальцами, и у меня было несколько маленьких книжек, с этими аккордами, и я взял несколько вещей оттуда. Я подумал, что мне нужно идти дальше, поэтому я попытался учить песни по пластинкам. Это вообще не сработало. Я вообще не мог заставить это звучать как музыку, поэтому я пошел к учителю гитары.
Я ходил к нему примерно пару месяцев. Он давал мне задание кое-что поиграть, и я должен был научиться играть эту вещь за неделю. Но через полчаса я мог сыграть ему её, это действительно помогло, поскольку он показал мне базовое формирование аккордов с тоническими третями и квинтами, и я полагаю, он был действительно полезен в том, что просто был кем-то, кому можно было отчитаться.
После того, как он мне надоел, я не знал, к кому обратиться, поэтому я просто играл дома и, зная, как формировать аккорды, смог составить свои собственные аккорды".
Значит, вы по-прежнему ничего не могли получить из записей?
"Нет, но первое, что я в итоге получил от пластинок, на самом деле сформировало всю мою технику. Я пытался скопировать пластинку Леса Пола и Мэри Форд. Я вообще ничего не знал о записи, ничего. В целом его звук - это ускоренный гитарный звук, и он играл, грубо говоря, что-то при 16 оборотах в минуту, ускорял их до 45, а затем выпускал это как пластинку.
Я пытался скопировать его с такой скоростью, и на самом деле я продолжал работать над этой записью. Думаю, это была «Нола», и, в конце концов, я набрал нужную скорость и перешел на быструю технику. После этого я начал увлекаться джазовыми исполнителями, такими как Тал Фарлоу и Барни Кессел.
Вскоре после этого я сформировал свою собственную группу. Это была местная группа, которую я сформировал с парнями из той же местности. Мы играли в местных молодежных клубах за шесть бутылок колы. Помню наш первый платный концерт. Я думаю, мы получили десять шиллингов. Это была сцена для репетиции, и это была действительно хорошая эпоха".
Какую музыку играла группа?
"Я думаю, это было незадолго до того, как вышли Stones, и мы увлекались музыкой Бадди Холли и Элвиса. Наш солист умел петь только рок, так что мы всю ночь выкрикивали. Думаю, мне тогда было 14 лет, так что мы были довольно молоды. Вся музыка, такая как «Jailhouse Rock» и «Blue Suede Shoes», основана на 12-тактовом формате, и это также дало нам возможность сделать несколько соло-брейков, потому что вам не нужно было слишком много думать".
Как вы называли группу, которая у вас была в то время?
"Нас называли The Stalkers".
Как долго продержались The Stalkers?
"Это длилось несколько лет, мы начали получать концерты по 15 фунтов стерлингов, и все такое, и мы думали, что это «потрясающе», и мы были действительно довольны. Мы начали играть в "Marquee", и это было действительно большое время для нас, и незадолго до того, как мы добились "Marquee", мы поняли, что нам нужен новый вокалист, потому что парень просто не подходил для этого, а двоюродным братом нашего барабанщика был Дэвид Байрон, который` теперь наш певец, и он предположил, что Дэвид может быть подходящим для нас, и это было началом партнерства, которое ведет нас до сих пор.
Прослушивания, которые у нас были в то время, были настолько глупыми, что мы просто спрашивали: «Что ты знаешь?», и если певец знал «Blue Suede Shoes», мы говорили: «Хорошо, спой». Итак, мы остановились на Дэвиде".
Куда делась группа из "Marquee"?
"После этого мы подумали, что хотим перемен, а мы с Дэвидом хотели перемен, мы хотели стать профессионалами. Я работал клерком в экспортном офисе. Я был полон решимости быть профессионалом".
Должно быть, это было серьезное решение.
"Дэвид был немного неуверен, так как становиться профессионалом означало, что мы потеряем двух участников, потому что они не хотели таких перемен. Когда мы впервые стали профессионалами, мы долго боролись, и целый год мы вместе сочиняли песни.
Найти подходящих музыкантов оказалось намного сложнее, чем мы думали, и наконец мы получили Пола Ньютона, затем мы наняли барабанщика и назвали себя Spice".
Так это было на самом деле началом группы, которая сейчас называется Uriah Heep?
"Да, мы начали играть в клубах после года без работы".
Как вы пережили тот год?
"Первые шесть месяцев я собирал картошку, вставал в шесть утра и работал весь день, получая за это около 2 фунтов в неделю. Я мыл витрины и вывески, стриг чью-то лужайку, все, что угодно, чтобы заработать денег и прожить неделю. Это была просто борьба для нас самих, и в итоге мы получили пособие на шесть месяцев.
Я получал пособие по безработице в причудливой одежде, такой как пижамы и джемперы с огромными дырявыми рукавами, и делал все, чтобы не устроиться на работу. Я занимался этим полгода.
В конце концов, к нам присоединился барабанщик по имени Алекс Напьер, и мы начали выступать в нескольких клубах, нами заинтересовались несколько агентов. Парнем, который нам очень помог, был Нил Уорнок. Он работал в агентстве "Southbank" и какое-то время руководил нами".
Что за материал делала группа Spice?
"Что ж, чтобы получить работу в те дни, вы не могли делать то, что хотели. Вы должны были помнить, что люди хотели услышать определенные вещи, и вам просто нужно было их сыграть. Мы пытались уйти от того, чтобы играть всякие заурядные вещи, и мы привыкли выкапывать старые вещи, например, Джо Текса и подобное, которые очень хорошо подходили.
Мы никогда не записывали материал из первой двадцатки, мы часами сидели в музыкальных магазинах, выкапывая малоизвестные песни для прослушивания. Я помню, как нашел «Little Bit Of Leather» Донни Элберта и подобные песни".
Я помню, в то время группе было сложно играть свои собственные номера на сцене?
"Да, это было самоубийством. Мы дошли до того, что раскопали все эти старые песни и подумали, что можем писать песни так же хорошо. В то время мы фактически не могли, но, по крайней мере, мы пытались это сделать. Итак, мы начали вставлять несколько оригиналов, и оказалось, что они вызвали такую же реакцию, поэтому мы приобрели некоторую уверенность. Мы начали увлекаться импровизацией и играть на сцене свои собственные номера".
В каком году это было?
"Думаю, это было примерно в 1967 году. Именно в этом году мы начали исполнять наши собственные номера на сцене, и мы исполняли их все больше и больше, пока весь сет не превратился в наши собственные номера".
В каких клубах вы тогда выступали?
"Мы выступали в " Marquee", "Red Lions", "Wake Arms", "Epping", в колледжах и тому подобное".
Это было примерно время зарождения андерграунда?
"Да, очень, я думаю, что мы были одной из первых групп, которые стали немного снисходительны к тому, что я обычно начинал играть гитарное соло в течение 15 минут на сцене, когда остальная группа уходила и на этой сцене никто из окружающих этого не делал.
Я думаю, что тогда мы занимали свою маленькую нишу, но мы придерживались того формата, который использовали с этой группой, что вы можете позволить себе быть действительно тяжелыми и захватывающими, но при этом сохраняете в нем много гармонии и мелодии, и это то, что мы пытались делать тогда. Мы все еще этим занимаемся.
На сцене пятеро из нас поют, и обычно при всей этой силе впереди только один фронтмен, который поет".
Как долго Spice просуществовала под этим именем?
"Всё закончилось в конце 1969 года. Джерри Брон пришел посмотреть, как мы работаем в "Blues Loft, High Wycombe", и мы слышали, что Джерри был хорошим менеджером, поэтому мы пригласили его приехать. Он увидел, что у нас есть потенциал, в музыкальном плане и так далее, но он знал, что чего-то не хватает. Мы тоже, но не знали что, не знали, куда идти.
Поэтому он взял нас под свое крыло, он не подписал с нами никаких контрактов и дал нам несколько пилотных концертов, чтобы посмотреть, достаточно ли мы хороши, приедем ли мы вовремя, будем ли мы надежными или темпераментными...Так что он долго пробовал нас, а затем пригласил нас в студию с парой наших собственных номеров, просто чтобы попытаться определить наше направление.
Раньше мы никогда не были в студии, за исключением нескольких демо-сессий, и мы вошли, и то, что у нас получилось, было совсем не впечатляющим - на самом деле, мы до сих пор слушаем запись, которую мы записали во время той сессии, просто для смеха. Джерри был поражен нашим энтузиазмом и желанием идти дальше, и он остался с нами. Потом мы приступили к записи нашего первого альбома".
Был ли этот альбом, который в итоге вышел как «Very 'Eavy, Very 'Umble"?
"Да, именно тогда мы обнаружили, что недостающее звено - нам нужен клавишник и еще один голос. Наш басист Пол Ньютон раньше играл с группой под названием The Gods, а другим бывшим богом был Кен Хенсли, который в то время играл с группой под названием Toe Fat.
Мы встретились с Кенни, и он согласился приехать в общественный центр Ханвелла. Мы просто поиграли какое-то время и поняли, что это сработает. Помимо игры на клавишных, он также умел играть на гитаре, писать песни и петь, и это было именно то, что нам было нужно. Итак, мы начали записываться этой группой".
Альбом вышел с опозданием после того, как вы его записали, не так ли?
"Да, это было неприятно, потому что когда вышел этот альбом, он был для группы устаревшим, потому что мы двигались так быстро, что уже были в другом материале".
Тем не менее, этот альбом принес вам много пользы, не так ли?
"На самом деле это принесло нам больше пользы на континенте, здесь всё было хорошо и нас действительно здесь приняли".
Когда действительно закончился Spice?
"Мы получили имя Uriah Heep от Джерри. Группа пришла к нему в год столетней годовщины смерти Диккенса или что-то в этом роде, и мы получили небольшую известность. Мы думали о разных названиях для группы, таких как Corrugated Dandruff и Clockwork Donut, и было приятно найти имя, за которым стоит небольшая история.
Мы разобрались со всем этим, и мы дали несколько пилотных концертов в Англии, отрабатывая новое оборудование, а затем нас перебросили на фестиваль в Гамбурге в Германии, и мы были первыми на счету. Мы вошли туда, и они аплодировали нам, и они хотели, чтобы мы вышли на "бис", что было неплохо для группы, присутствовавшей впервые.
За кулисами было много влиятельных промоутеров, которые все это видели, и они начали заказывать нам турне по Германии и тому подобное, что было прекрасно, и немцы действительно начали нам помогать. За полгода мы шесть раз были там в разных турах.
Альбом начал продвигаться в чартах; для нас там все пошло как снежный ком".
Как группа попала в Штаты?
"Что ж, мы были очень успешны в Германии, а дома это происходило медленно, очень медленно. У нас было много плохих отзывов в прессе, которые могли быть правильными или ошибочными. Не знаю, но нас это никогда особо не волновало, потому что мы продолжали давать концерты, и каждый раз у нас собиралось много людей, и нас всегда выводили на "бис". Мы просто надеялись, что пресса развернется, что, к счастью, удалось.
Мы думали, Штаты, это хорошо. Поедим туда.
Мы играли там как группа поддержки, играющая 30 или 45 минут просто для того, чтобы получить опыт, и это первый раз, когда мы играли перед 20 000 человек. Это было как от "Blues Loft, High Wycombe" до "Los Angeles Forum"...
Какова была реакция аудитории в Штатах?
"Было интересно, не блестяще, но интересно. Мы играли перед Three Dog Night, а у них была не совсем наша публика. В конце тура мы обнаружили, что реакции было достаточно, чтобы вернуться и провести еще один тур, а затем мы поехали в тур с Deep Purple и Buddy Miles".
Вам нравится играть в Штатах больше, чем где-либо еще?
"Мне нравится там играть, но нет ничего лучшего, чем выступать дома, не так ли? Поднимитесь по M1, отыграйте концерты, а затем вы можете поехать домой спать в своей кровати".